Война — время жестокости, когда люди убивают друг друга, и, казалось бы, здесь нет места жалости и милосердному отношению к противнику. Или всё-таки есть? Проблеме гуманного отношения к врагу в годы тяжелейших испытаний посвящён текст Б. Васильева.
Поставленную проблему автор раскрывает на примере истории помилования взятого в плен врага. Конечно, советский солдат волею случая, взявший в плен немца, понял,, что этот человек не хотел воевать, он не враг. Плужников видел его натруженные руки, фотографии семьи, знал даже, что этот немец не принимал участия в штурме крепости. И автор обращает внимание читателя на то, как советский солдат, понимая это, всё равно «беспощадно гнал вперёд», на расстрел немца. Действительно, по законам военного времени Плужников должен был убить пленного солдата вражеской армии.
Но человеколюбие героя оказалось сильнее солдатского долга. Именно поэтому Плужников принимает противоположное решение. Убийству, которое полагалось совершить, автор противопоставляет гуманный поступок, на который пошёл советский солдат, не расстреляв пленного. В немце-солдате армии захватчиков — Плужников сумел разглядеть человека, отца, простого рабочего, не по своей воле ушедшего на войну. В финале текста писатель отмечает, что герой помиловал немца, в первую очередь «для своей совести», которая осталась чиста благодаря гуманному поступку.
С помощью противопоставления автор показывает нам разные стороны души советского солдата. С одной стороны, он ожесточённо уничтожает врага, топчущегося по родной земле. А с другой стороны, даже во враге русский воин способен увидеть беззащитность.
Позиция автора ясна. Б.Л. Васильев убежден, что даже в суровое военное время тот, кто руководствуется совестью и умеет разглядеть за вражеской формой человека, сможет поступить гуманно и проявит милосердие даже к противнику.
Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что даже в годы войны возможно сохранить человеколюбие и способность во враге видеть такого же живого человека, который не желает воевать и убивать. Убеждаюсь в этом, прочитав повесть Виталия Закруткина «Матерь человеческая». Столкнувшись лицом к лицу с беззащитным раненым немцем, Мария — главная героиня повести — сначала хотела убить его, желая отомстить за смерть мужа и маленького сына. Но солдат тихо закричал: «Мама!». Сердце Марии дрогнуло. От её злобы и ярости не осталось и следа, ведь она увидела в немце чьего-то сына, обреченного на смерть. Героиня проявила высшее человеколюбие, заботясь о немце до самой его смерти. Великий гуманизм простой русской женщины вселяет веру в силу человеческой души.
Таким образом, гуманизм, милосердие и сострадание к врагу на войне являются проявлением высшей любви к людям. Тот, кто в жестокое время войны сумеет сохранить свою человечность, сможет увидеть в солдате вражеской армии беззащитного живого человека и не станет убивать того, кто не заслуживает смерти.